Как работают секонд-хенды в 2020 году

Зачем в 2020 году нужны секонд-хенды? Почему они популярны у молодёжи? Удалось ли покупателям победить чувство брезгливости? Как секонд-хенды изменились за 20 лет и стоит ли сейчас открывать такой магазин

Вложения: от 500 000 рублей
Доходность: от 100 000 рублей в месяц

Секонд-хенд от модельера

В 1997 году модельер Ирина Гетманова из Москвы нашла в почтовом ящике приглашение на распродажу, проходившую на складе секонд-хенда в Измайлове. Она решила пойти и обнаружила там одежду на свой вкус, которая не требовала доработки на швейной машинке.

После этого Ирина решила открыть свой винтажный секонд-хенд — «Фрик Фрак». Рабочее помещение она арендовала на складе, где проходила распродажа. Вещи предпринимательница заказывала у сборщиков, которые занимаются закупкой поношенной одежды в Европе. Первым сотрудником магазина стал её сын-студент.

Но коллеги из модной индустрии сочли её решение ошибкой. «Говорили, что мне лучше открыть обычный секонд-хенд, а не тратить время на продажу „старья“», — рассказывает Ирина. Но количество покупателей позволило спустя два года перенести «Фрик Фрак» поближе к центру города — на Шаболовку.

В конце 90-х и в начале нулевых в магазин приходила только молодёжь, которая искала «не бабушкины вещи». По словам Гетмановой, тогда большинство потребителей мыслило стереотипно: если одеваешься как все — то ты модный. В 2019 году, наоборот, надо выделяться и миксовать вещи, и только тогда ты будешь выглядеть стильно.

В 2019 году основные клиенты магазина — молодые люди, которые хотят выражать себя через одежду. Однако иногда приходят и те, кто ищет образ для ретровечеринки, или коллекционеры.

Здесь, в отличие от масс-маркета, можно отыскать вещи, которые продаются в одном экземпляре. Но у такой политики есть и минус: в магазине нет размерных рядов, и для того, чтобы найти подходящую одежду, придётся покопаться.

Средний чек во «Фрик Фраке» составляет три тысячи рублей. «Иногда клиенты тратят и больше — от 7 до 20 тысяч рублей, но это редкость», —говорит Гетманова. В ассортименте магазина 12 тысяч вещей. Формировать его помогают сборщики: они закупают вещи в Европе по указанию Ирины.

Ценообразование в магазине преимущественно основано «на ощущениях» и собственной оценке модельера. «Стоимость мы не завышаем. Иногда мужская одежда идёт в убыток: мы закупаем её впрок. Она нужна нам, чтобы создать для магазина ассортимент и имидж. Прибыль, конечно, у нас и без неё есть», — делится Ирина. Озвучить выручку магазина предпринимательница отказалась.

Эксклюзив из подвала: как работают секонд-хенды в 2019 году

Эволюция «секондов»

В 90-е в Россию начали завозить партии поношенной одежды из Европы, магазины с поношенной одеждой стали альтернативой вещевым рынкам, заполненным некачественной продукцией из Китая, объясняет директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Она отмечает, что первые подобные московские секонд-хенды располагались рядом с «Черкизовским» и рынком в Лужниках.

Есть два вида магазинов, продающих поношенные вещи. Первый — секонд-хенды, которые получают товар от сервисов по сортировке ненужной одежды или напрямую от владельцев. Цена в таких точках ниже, чем в заведениях масс-маркета. Второй тип — винтажные бутики. «Они избирательно составляют ассортимент и закупают только то, что подходит для их концепции», — объясняет Лебсак-Клейманс.

За последние 20 лет мотивы посетителей секонд-хендов сильно изменились. Если в 90-е люди были вынуждены одеваться в таких магазинах из-за низкого и нестабильного дохода или дефицита вещей, то сегодня покупатели приходят туда по другим причинам. Например, молодёжь пытается таким образом реализовать потребность в самовыражении или пополнить гардероб уникальными и модными недорогими вещами.

По подсчётам экспертов портала Superjob, ещё в 2008 году 75 % россиян не покупали поношенную одежду из-за брезгливости. И только 1 % респондентов рассказали, что постоянно посещали секонд-хенды и не стыдились этого.

«Сегодня это место для поиска стильных вещей», — соглашается генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. По её словам, винтажные вещи «придают образу индивидуальность».

Более того, есть те, кто «караулит» востребованный товар для перепродажи в соцсетях. Активно развивается альтернативная концепция секонд-хенда как стильного магазина для поиска интересных вещей, рассказывает Лебсак-Клейманс. Но и клиенты с «традиционным» мотивом — найти недорогую одежду и сэкономить на покупке — всё же остались.

«Золотым временем» секонд-хендов считаются 2017–2018 годы. По словам генерального директора Y Consulting Дарьи Ядерной, тогда оборот индустрии увеличился в три раза. «И это при том, что рынок реселлинга начал развиваться только в 2012 году. Сейчас в стране сформировался рынок вторичной продажи одежды с сетевыми точками. Его ежегодный прирост — 15–16 %», — говорит Ядерная.

«Тренд на поношенную одежду появился благодаря молодым матерям, которые обмениваются ею через социальные сети», — считает Лебсак-Клейманс. На актуализацию секонд-хендов повлияли также обвал рубля в 2014–2015 годах, инфляция и падение доходов населения. В 2019 году в России вторичный рынок вещей окончательно перешёл в онлайн. «В массовом сегменте лидеры по продажам — доски объявлений „Авито“ и „Юла“. В люксе такими площадками становятся социальные сети — Инстаграм, Фейсбук», — перечисляет Лебсак-Клейманс.

Author: K1rusH

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *